Обычаи, обряды, праздники народов Южной Сибири

Обычаи, обряды, праздники народов Южной СибириЕсли бы вы пожили в Южной Сибири не недельку-две, а по крайней мере полгода, вы бы поняли, что некоторые старинные обычаи, обряды, праздники живы и сегодня.

Правда, вы бы могли сказать, что гостеприимство, взаимопомощь — обычаи совсем не местные, а общечеловеческие. Но где, кроме Бурятии, вы встречали обычай, когда усыновляют чужих детей не бездетные супруги, а родители, уже имеющие не одного ребенка? Причем усыновляют не только родственников, но и воспитанников детских домов.

Истоки этого обычая очень древние и связаны с суеверием бурят, которые думали, что приемные дети способствуют здоровью своих собственных. В бурятских семьях всегда было много детей — и своих, и приемных. Все дети были окружены заботой и любовью. Этот прекрасный обычай пережил бурный расцвет во время Великой Отечественной войны. Многие сироты, дети различных национальностей, стали желанными дочерьми и сыновьями в бурятских семьях.

Вы можете оказаться любителем поспорить и скажете, что многие обряды совсем забыты. Действительно, забыты. Хакасы, например, не похищают своих невест, не платят за них калым. Молодая жена не поклоняется огню в доме своего мужа. Буряты не называют родившихся младенцев именем первого человека, вошедшего в юрту, и ни один человек не позовет сегодня к больному вместо врача шамана.

А знаете ли вы, как раньше в тувинском селении встречали охотника, вернувшегося с охоты? Едва завидев всадника с добычей, все население выходило ему навстречу, поздравляя его с успешной охотой. Он сходил с коня и садился под деревом, посасывая трубку. Соседи тем временем отвязывали от седла горного козла — добычу охотника, снимали с него шкуру и делили добычу между собой. Самый старый житель приносил охотнику оставшуюся часть козла и говорил:

— Сегодня ты убил — мы поделили, завтра я убью — поделишь ты.

Охотник принимал мясо и низко кланялся старику:

— Я сыт твоими словами. Буду сыт и твоей добычей. Желаю твоим сыновьям хорошей удачи в тайге. Желаю твоим внукам еще большей добычи...

Разве этот обычай не отголосок древнего родового закона поддерживать больных, старых, одиноких членов рода? Во многом он сохраняется и сейчас.

Некоторые обычаи, существующие с давних времен, сохраняются не только коренными народами, но и приезжими людьми. Например, обычай оставлять запас сухих дров, спичек и продуктов в охотничьей избушке соблюдается не только охотниками — шорцами и алтайцами, но и живущими в Южной Сибири русскими, украинцами и представителями других народов. Недаром самодеятельный русский поэт Борис Кузнецов написал:

Есть свой закон в таежной стороне:
Избушку, может, навсегда покинув,
Предшественник оставит все же мне
Соль, спички,
И бересту,
И лучину.
Мне завтра на рассвете уходить,
Но, уважая дедовский обычай,
Не поленюсь на полку положить
Соль и бересту,
И коробку спичек.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*