Цифры и факты
- Этот православный храм двухъярусный, трехнефный, трехапсидный, пятиглавый.
- Его общая длина составляет 32 м при ширине 21,5 м высоте 28 м.
- Сторона подкупольного квадрата – 7,75 м.
- Толщина стен находится в пределах 1,4 м, их кладка выполнена в смешанной технике: ряды кирпича-плинфы перебиваются вкраплениями каменных блоков и булыжников.
- Размеры кирпича: от 38*28*2,5 см до 33*21*3,5 см.
Внешний вид
Планировка этого уникального архитектурного памятника довольна сложна. В исследованиях можно встретить разные указания на количество несущих столпов: называются цифры восемь, шесть или четыре.
Современный облик собора сильно отличается от первоначального.
В XI веке храм имел только одну башню – северную, и была она ниже нынешней. Башенные шпили отсутствовали. Отсутствовали и тамбуры, выстроенные у порталов в 1814 году. Стены не штукатурились. Их высота до выравнивания, произведенного в XVIII веке, являлась неодинаковой.
Считается, что данная особенность явилась следствием разной ширины прясел. Отличался и принцип расположения кровли: в древности перекрытия везде были позакомарными, ныне позакомарная кровля наблюдается только над центральными пряслами стен.
Фасады здания сложены чрезвычайно нарядной кирпичной кладкой со скрытым рядом. Они обрамлены пилястрами, в первом ярусе плоскими, а во втором – профилированными.
Кладка стен
В кладке встречается любопытный прием: три плинфы, поставленные вертикально на ребро, перемежаются стремя плинфами, расположенными горизонтально – друг над другом.
Окна
В тимпанах центральных прясел стен собора расположены тройные окна, причем среднее окно чуть выше остальных.
Эта архитектурная черта является вполне обычной для зодчества Византии. В литературе подобное расположение окон иногда так и называется – «византийским».
Интерьер
В этом храме выделяется иконостас – его видит всякий входящий внутрь прямо напротив себя.
Черниговский соборный иконостас создан в 1790-е годы. То было время господства стиля классицизма в отечественной культуре, однако в провинции сказывалась инерция предшествующего стиля: иконостас изготовлен в барочной манере.
В интерьере собора следует отметить древние реликты: первоначальные фрески, шиферные рельефы парапетов хор, первоначальные колонны.
К сожалению, домонгольское убранство храма сохранилось фрагментарно и далеко не в лучшем виде. Основная часть росписей уничтожена пожаром середины XVIII века.
Самая знаменитая фреска – равноапостольная Фекла – была снята еще в 1930 годы и погибла во время Второй мировой войны. Остальные немногочисленные древнейшие росписи выделяются пятнами плохо различимого рисунка на фресках XIX столетия: интерьеры расписаны в 1820 году и поновлены в начале 1870-х годов. Шиферные рельефы парапетов хор имеют особую культурную ценность.
Во время исследований в соборе обнаружены остатки пяти разновременных полов. Оригинальный пол состоял из шиферных плит с врезанным рисунком, заполненным мозаикой. Один из главных элементов рисунка – концентрические круги. В алтаре пол первоначально был выложен поливными керамическими плитками, но уже в XII веке заменен гладкими шиферными плитами.
История собора
Спасо-Преображенский собор — это самый старинный (правда, его старшинство оспаривается киевской Софией), из дошедших до нас, соборов древневизантийской зодческой школы на территории Древней Руси. Древнее только Софийский собор в Константинополе (современном турецком Стамбуле).
Возводить Черниговский собор в самом центре внутренней городской крепости, когда-то стоявшей здесь, начали в 1033 — 1034 годах по указу князя Мстислава, сына Владимира Великого.
С 990года по 1024год он княжил в Тмутаракани, а после победы над своим братом Ярославом Мудрым, получил прозвище Храбрый и сел на княжеский престол в граде Чернигове.
Точно известно, что закончить постройку Собора Мстислав не успел.
В «Повести временных лет» летописец отметил: «В год 6544 (1036) Мстислав вышел на охоту, разболелся и умер». В той же летописи отмечается, что стены были такой высоты, что стоящий на лошади всадник мог дотянуться до их верха. Можно высчитать, что высота стен собора во время смерти и захоронения князя Мстислава достигала приблизительно 4 метров, в то время как достроенный храм стал высотой 30м.
Достраивался Спасо-Преображенский собор князем Ярославом Мудрым. А позже и сын его, князь Черниговский Святослав, достраивал Спасский собор. И хотя Святослав Ярославович стал Великим Киевским князем, он похоронен в 1076 году в одной из часовен-усыпальниц Спасо-Преображенского храма. Здесь же были похоронены многие князья и духовные лица, в том числе Глеб и Олег Святославичи, почитаемый черниговский святой князь Игорь Ольгович.
А раки с нетленными останками святых мучеников князя Михаила и его боярина Федора, захороненных в усыпальнице Спасского собора еще в 1246г., по указу Иоанна Грозного в 1572г. были перенесены в Москву, для усиления ее значимости как столицы.
Именно из Спасо-Преображенского собора Владимир Мономах приказал перевезти, хранившуюся здесь с 1046 года, икону «Одигитрия» в Смоленск. С того времени (с 1097г.) одна из самых почитаемых икон Божьей Матери стала Смоленской. По легенде, именно она спасла г. Смоленск от орд хана Батыя.
Почти 900 лет этот собор был главным собором Черниговской епархии. И не было величественнее и красивее этого Храма на земле Черниговской, да и на всем Левобережье.
Но История не щадила Собор. За почти тысячу лет он неоднократно был разрушен, горел, перестраивался.
В 1239 году Спасо-Преображенский собор стал последней твердыней при защите от надвинувшейся орды Батыя. Купола и своды базилики храма обрушились, богатое убранство собора было разграблено кочевниками.
Только в 1675 году благодаря епископу Лазарю Барановичу проведены работы по восстановлению главного собора города.
Но великий черниговский пожар 1750 года не пощадил и собор Святого Спаса. Были утрачены почти все древние фрески, богатое убранство, резные полы из шифера с украшениями кусочками смальты.
Восстановление шло долго, денег не хватало. По преданию в 1783г. через Чернигов проезжал светлейший князь Григорий Потемкин. Это его хлопотами были выделены деньги на ремонт собора.
Уже в 1792 — 1798 годах были проведены ремонт и достройка Спасо-Преображенского собора. С двух сторон от входа выстроили две высокие лестничные остроконечные башни. В 1891 году купола и шпили Спасского собора были позолочены, и он принял тот вид, который сохранился до сего времени.
В 1926 году храм закрыли, а в нем организовали склад масложирового завода, а украинские ученые-археологи занялись исследованием истории храма и раскопками на его территории. Но уже в 1937 году в соборе Св. Спаса был открыт черниговский Исторический музей.
Во время фашистской оккупации в 1942 году в Спасском соборе были начаты богослужения. Наверное, возможность посещать церковную службу многих спасла от отчаяния.
В 1961 году собор вновь стал историческим музеем. Но в конце 80-х годов прошлого века, в процессе окончательно развалившейся «перестройки», Украинская Православная Церковь вновь заняла здание, которое и было построено для богослужений. Сейчас собор Святого Спаса входит в состав заповедника «Чернигов древний».
Вот такой уникальный архитектурный памятник находится в Чернигове, он является объектом пристального внимания многочисленных путешественников как отечественных, так и иностранных.
Адрес: г. Чернигов, ул. Преображенская, 1