Достопримечательности Рима

Вечный город Рим, столица Италии, один из самых посещаемых туристами. Слушать отзвуки истории, бродить по удивительным садам, любоваться древними сооружениями здесь можно бесконечно. И как говорит предание, куда бы не шел усталый путник, все равно дороги приведут его именно в Рим.

Что посмотреть в Риме самостоятельно?

Красивые места и главные достопримечательности: фото с описаниями на русском языке.

Апиева дорога (via Appia Anticia)

Древняя Апиева дорога считается первой из разветвленной сети римских дорог, охватившей огромную империю. Строительство дороги было проведено с 312 по 244 годы до н.э. Строительство проводилось по распоряжению Апия Клавдия. Направлена она на юго-восток полуострова, сначала доходила до Капуи (сейчас Апуи), затем её продлили до Брундизии. Она связывала столицу империи с главными поставщиками товаров – Египтом, Грецией, Азией.

Строительство осуществлялось по стандартам тех времен «Законам XII таблиц», принятым еще в 450 году до н.э. Даже сейчас восхищает и поражает воображение качество и организация строительства, понимание древних римлян значения добротных дорог в развитии государства.

Ширина дороги составляет 4 метра. Большие базальтовые глыбы тщательно обрабатывали, укладывали на слой песка и гальки. Среднюю часть дороги сделали более выпуклую, чтобы стекала с нее дождевая вода. До сих пор некоторые участки дороги пригодны для эксплуатации.

Вдоль дороги расположено большое количество памятников и древних сооружений.

  • Адрес: Рим, Италия.

1-Апиева-дорога

Арка Константина (Arco di Constantino)

Триумфальная Арка Константина построена в начале IV столетия. Римляне во все времена отличались большой любовью к грандиозным торжествам и увековечиванию своих триумфов. Эта арка – единственная, которую возвели не в ознаменование победы над иноземным неприятелем, а во внутренней войне против своих же граждан.

Располагается рядом с Колизеем и Холмом Палатин на дороге Триумфов (via Triumphalis). Состоящая из трех разновеликих арочных проемов, арка представляет собой величественное и внушительное зрелище. С каждой стороны находятся по четыре колонны. На их вершинах расположены скульптуры плененных даков. В украшении арки использованы части барельефов и украшений, снятые с построек I – II века.

Габариты арки весьма внушительны даже по современным меркам: 21 х 25,7 х 7,4 метров. Размеры среднего арочного пролета 11,5 на 6,5 метров, боковых – 7,4 на 3,4 метра.

В настоящее время Константинова Арка одна из не многих сохранившихся в хорошем состоянии построек подобного типа. Она стала эталоном для подражания последующим поколениям при строительстве триумфальных сооружений.

  • Адрес: via Sacra, рядом с Колизеем и Палатином, Рим, Италия.

2-Арка-Константина

Золотой Дом Нерона (Domus Aurea)

Золотой Дом построен по приказу императора Нерона после огромного пожарища в Риме 64 года. Он случился настолько «своевременно», что до сих пор считается, что Нерон его устроил специально, чтобы расчистить место в городе для своей резиденции.

Его мечты взялись реализовать придворные архитекторы Север и Целер, которые за довольно короткое время спроектировали и построили огромный дворцово-парковый ансамбль. Разбили великолепные парки, виноградники, создали искусственные водоемы. Внутренне убранство изобиловало позолотой, мозаикой, прекрасными фресками.

Дворец, украшенный золотым куполом, окружали здания с портиками, расположенные в форме каре. В центре самого большого сделали искусственное озеро, по которому могли плавать галеры. С их участием устраивались имитации морских сражений.

Перед входом в дворцовый комплекс была установлена гигантская статуя Нерона в образе Солнца. Она просуществовала до 30-х годов XX века, когда и была окончательно разобрана.

После гибели Нерона дворец был заброшен, последующие императоры разобрали некоторые строения, водоемы засыпали. На этом месте построили форум Траяна, термы, Колизей и другие сооружения.

  • Адрес: Via della Domus Aurea, 1, 00184 Roma RM, Италия
  • Время работы: ежедневно. Продолжительность экскурсии – 40 минут. Группы – 20 человек.
  • Стоимость посещения: 6,5 евро.

3-Золотой-Дом-Нерона

Арка Тита (Arco di Tito)

Арка Тита Веспасиана возведена в честь его победы над евреями в Иерусалиме конце I века. Располагается там, где когда-то были входные ворота в Золотой дворец Нерона.

Триумфальные арки возводились римлянами как в самом вечном городе, так и на территории всей империи. Традиция возведения арок берет начало еще со времен республики.

Построил ее уже после смерти Тита его преемник Доминициан. Представляет собой мощное, но при этом элегантное сооружение с одним большим арочным проходом. По углам украшена колоннами, на фасаде вырублены памятные надписи о заслугах Тита, а с другой стороны – о реставрации арки Папой Римским Пием VII.

На стенах прохода вырезаны барельефы, изображающие триумфальное шествие императора, впереди которого идут пленные евреи с трофеями. Среди них особенно выделяется золотой семисвечник из разрушенного храма Соломона.

Арка кроме триумфальной, также является и мемориальной. Император Тит удостоился небывалой чести быть погребенным в собственной триумфальной арке.

  • Адрес: Римский Форум (Foro Romano), рядом с Колизеем, Рим, Италия.
  • Время работы: ежедневно с 8.30 до 17.30.
  • Стоимость посещения: билет на Форум – 12 евро.

4-Арка-Тита

Библиотека Ватикана (Biblioteca Apostolica Vaticana)

Библиотека Ватикана, одно из крупнейших собраний человеческой мысли, окутана вуалью тайны и пеленой загадок. Формирование ее фондов началось еще в IV веке. В рубеже XIII – XIV сформирован первый каталог. Официальным создателем библиотеки считают папу Николая V, который к имеющимся манускриптам присоединил свою коллекцию древних книг. За время своего правления он значительно пополнил собрание, отправив посланников на поиски Константинопольской библиотеки, по городам Европы, Азии для сбора старинных фолиантов. Каждый понтифик вносил свою лепту в расширение коллекции библиотеки.

С ростом количества книг, расширялись и помещения под библиотеку, пристраивались новые здания. Собрание пополнялась и из частных коллекций, которые преподносились Ватикану в дар. Фонды систематизировали и разделили на греческую, папскую, латинскую и другие. В ней есть свой секретный архив, лаборатория для реставрации манускриптов, школа будущих библиотекарей, отдельный фонд с особо ценными историческими документами.

В настоящее время в Ватиканской библиотеке открыты несколько выставочных залов различной тематики. Поражает воображение и удивление внутренне убранство библиотечных залов, оформленных величайшими живописцами Италии. Работать с библиотечным фондом разрешается только по особому разрешению полторы сотни ученых с безупречной репутацией, с точки зрения Ватикана.

  • Адрес: Viale Vaticano, Roma. Italia.
  • Время работы: понедельник – суббота – с 9.00 до 18.00, воскресенье – с 9.00 до 12.30.
  • Стоимость посещения: 16 евро, в воскресенье до 12.30 – вход свободный.

5-Библиотека-Ватикана

Замок Святого Ангела (Castel Sant’Angelo)

Замок Святого Ангела строился по распоряжению императора Адриана в качестве усыпальницы для императоров и членов их семей. По римской традиции строили за пределами города, за Тибром. Поэтому одновременно велось сооружения моста через реку.

В 137 году преемник Андриана император Антоний Пий достроил усыпальницу и поместил в него прах Адриана. Впоследствии здесь были погребены многие императоры Рима. Последним был Септимий Север.

Во время императора Аврелиана мавзолей обнесли мощной стеной, превратив его в крепость. На протяжении многих веков она служила защитой римлянам от набегов варваров.
Современное название замок получил, по легенде, после эпидемии чумы в конце VI века. Утверждали, что кто-то видел на его крыше ангела, вкладывающего меч в ножны, что символизировало окончание чумного мора.

Став резиденцией римских пап замок неоднократно перестраивался, были возведены угловые башни в крепостной стене. Понтифики использовали замок как свою резиденцию, украшали и собирали в ней в большом количестве произведения искусств.

Сейчас в здесь действует Национальный музей, собравший большое количество редчайших экспонатов. Сам замок представляет собой архитектурный и исторический памятник, который обязательно следует посетить в Риме.

  • Адрес: Lungotevere Castello. 50. Рим, Италия
  • Время работы: ежедневно с 9.00 до 19.00
  • Стоимость посещения: 10,5 евро, льготный билет – 7,5 евро. Первое воскресенье месяца – бесплатно.

6-Замок-Святого-Ангела

Испанская лестница

Испанская лестница – прекрасное и своеобразное украшение вечного города. Она поднимается по склону холма Пинчо от площади Испании к Собору Тринита – деи — Монти.

Он символизирует французское влияние в Италии. На площади же находилось испанское посольство, служащее таким же символом для своих соотечественников. Для сглаживания конфронтации между этими великими государствами было принято решение о постройке лестницы, символично соединяющей французскую церковь с испанской площадью.

Строительство закончилось в 1725 году. В лестнице уложены 135 ступеней. Нижний пролет состоит из трех частей, разделенных бортиками. Широкая в начале, она постепенно сужается, чтобы потом, взбегая вверх, раскинуть полукруглые пролеты к смотровой площадке. Сверху она выглядит как бабочка, расправившая крылья.

Со смотровой площадки открывается прекрасный вид на площадь с фонтаном и перспективу ближайших улиц.

  • Адрес: Scalinata di Trinita dei Monti, 00187, Рим, Италия.

7-Испанская-лестница

Капитолийские музеи

Музеи Капитолийского холма – самые ранние из музеев города Рима. Расположены в трех зданиях, в которых залы отведены под различные тематические экспозиции.

Общий вид площади в форме трапеции, расположение на ней зданий, брусчатку для покрытия спроектировал великий мастер Микеланджело Буанаротти в середине XVI столетия. Завершали строительство уже его последователи.

Впервые свободный доступ к собраниям художественных ценностей был открыть понтификом Климентом XII в 1743 году. В 70-х годах XIX века коллекция перешла из частного владения в собственность Рима.

Здесь выставлены шедевры мирового значения, которые широко известны по учебникам, фильмам, литературе:

  1. бронзовая статуя «Римской волчицы» — символ вечного города;
  2. скульптура ребенка, занозившего ногу, относящаяся к I веку до н.э.;
  3. оригинал скульптуры Марка Аврелия верхом на коне, сделанной во II столетии до н.э.;
  4. скульптура Аполлона с копьем;
  5. картины величайших художников.

Залы музеев украшены великолепными фресками на библейские мотивы и с изображением героев древнеримских мифов.

  • Адрес: Piazza del Campidoglio, 1, Рим, Италия.
  • Время работы: ежедневно, 9.30 – 19.30, 1 января и 1 мая – выходной.
  • Стоимость посещения: 15 евро.

8-Капитолийские-музеи

Капитолийский холм (Monte Capitolino)

Капитолийский холм – один из семи холмов, на которых раскинулся Вечный город. История возникновения названия «Капитолий» овеяна многовековыми легендами. По некоторым легендам, в древнем Риме здесь стоял храм, посвященный Юпитеру Капитолийскому. Другие легенды утверждают, что при строительстве языческого храма была найдена голова (caput) какого-то человека, отсюда и пошло имя Капитолий.

Также на холме располагался древнеримский Сенат, храмы богинь Юноны Монеты и Минервы. По сведениям из древних источников в храме Юноны впервые стали печатать металлические деньги, был организован первый монетный двор. В честь этой богини и стали металлические деньги именоваться монетами.

Недалеко от церкви находится старейшая Мамертинская тюрьма, в которой по легенде находились в свои последние часы святые Павел и Петр.

У подножия лестницы незаметно приютились остатки древнеримских многоэтажек. Это, пожалуй, самые ценные достопримечательности, дающие возможность узнать, как жили простые римляне в те далекие времена.

  • Адрес: Piazza del Campidoglio, Рим, Италия.

9-Капитолийский-холм

Колизей (Colosseo)

Колизей – гигантский и наиболее знаменитый архитектурный памятник античности в Риме. Он давно стал олицетворением Вечного города. Название происходит от латинского «Colosseus» — значит гигантский, колоссальный.

Его строительство начал преемник императора Нерона Веспасиан Флавий. Для строительства амфитеатра разрушили Золотой Дворец ненавистного Нерона и засыпали искусственные озера, чтобы ничто не напоминало о тиране. Строительство закончили за три года в 78 году. Строился цирк силами 100 тысяч рабов-иудеев, пригнанных после завоевания Иерусалима.

Колизей и в наше время представляет собой внушительное зрелище, а в I веке считался чудом света. В нем использовались уникальные для того периода технологии. Был прообраз лифта и гидравлического подъемника.

На арене до начала V века проводились гладиаторские бои. С укреплением христианства император Гонорий Август запретил их, но еще долго продолжались бои с животными.

Внешняя северная стена была разрушена в середине XIV столетия сильнейшим землетрясением. Дальнейшее разрушение производили местные жители, разбирая камень для строительства новых домов и храмов.

  • Адрес: Piazza del Colosseo, 1, 00184, Рим, Италия.
  • Время работы: апрель – сентябрь – с 9.00 до 19.00, октябрь – март – с 9.00 до 16.00.
  • Стоимость посещения: 12 евро. Действует сутки, в стоимость входит посещение Форума и Палатина.

10-Колизей

Мавзолей Августа (Mausoleo di Augusto)

Мавзолей Августа – монументальное сооружение в традициях этрусских захоронений. Возведен в 28 году до нашей эры после завоевания Александрии и победы над Клеопатрой. По значимости и величине не уступает мавзолею Адриана, расположенного на противоположном берегу Тибра и называемого сейчас замком Святого Ангела.

В усыпальнице покоился прах нескольких императоров из рода Юлиев – Клавдиев и их ближайших родственников. Последнее захоронение было произведено в 98 году.

Сооружение имеет вид нескольких концентрических кругов, соединенных перемычками. Промежутки между стенами заполнены землей и засажены растениями. В центре стояла бронзовая фигура императора Августа. К внутренней камере усыпальницы ведет длинный коридор с полукруглым сводом.

Во время нашествия варваров в V веке мавзолей был разграблен, урны с прахом похищены. Облицовка из травертина постепенно снималась местными жителями, сооружение теряло свой первоначальный облик. За многие века он неоднократно менял хозяев и претерпевал годы забвения. В настоящее время планируется проведение реставрационных работ. Для посещения туристов внутренние помещения закрыты.

  • Адрес: Piazza Augusto Imperatore, Campus Martius district, Рим, Италия

11-Мавзолей-Августа

Музей «Алтарь Мира» (Ara Pacis)

Музей «Алтарь Мира» — музей одного экспоната. Алтарь был построен римлянами в честь императора Августа после завоевания им Испании и Галии в 9 году до нашей эры.

Сам алтарь для жертвоприношений, расположен на возвышении со ступенями, окружен стенами с двумя выходами. Внутренняя сторона стен украшена гирляндами, фризами и пилястрами.

Но уникальность этому экспонату придают барельефы на внешних сторонах стен алтаря. Они полны символизма и персонификации. Здесь есть изображение Августа и членов его семьи. Есть символическое изображение объединенной и процветающей Италии, выражающее надежды римлян на мир и благополучие.

Во время нашествия варваров «Алтарь Мира» был поврежден, а в последствии разрушен во время сильного наводнения. В середине XVI века нашли первые обломки алтаря. Окончательно собрал и воедино его только в 30-е годы прошлого века. Для обеспечения его сохранности было построено первое здание музея одного экспоната. В 2006 году из-за ветхости его перестроили.

В настоящее время, кроме демонстрации основного экспоната, здесь регулярно проходят различные выставки, лекции.

  • Адрес: Via Muzio Clementi, 9, 00193, Рим, Италия.
  • Время работы: с 9.00 до 19.00, выходной – понедельник.
  • Стоимость посещения: 10,5 евро, льготный билет – 8,5 евро.

12-Музей-«Алтарь-Мира»

Музейный комплекс Ватикана (Musei Vaticani)

Музейный комплекс Ватикана состоит из нескольких экспозиций, расположенных в различных зданиях на его территории. Все сооружения Ватикана сами по себе уже произведение искусства и историческая достопримечательность.

Для всеобщего посещения открыты несколько музеев и галерей. Более пяти веков со всей Италии и Европы собирались шедевры и археологические артефакты. В формирование коллекции внесли свой вклад почти все понтифики.

Ватикан расположен на холме, на котором находились древнеримский языческий храм и цирк. На мете, где был казнен апостол Петр, построен самый большой католический собор Святого Петра. Основателем музейных фондов считают папу Римского Юлия II, купившего скульптуру «Лаокоон и его сыновья». Преемники его щедро пополняли коллекцию, возводили дворцы и украшали из с помощью лучших мастеров. Комплекс состоит из 13 музеев и нескольких галерей. Доступ для всеобщего обозрения хранящихся здесь шедевров был открыт в конце XVIII века при правлении понтификов Клемента XIV и Пия VI.

Здесь хранится статуя Аполлона Бельведерского, статуи Юлия Цезаря и Октавиана Августа, композиция бога Нила, образцы римской мозаики. Станцы Рафаэля, Пинакотека, экспонаты египетской и этрусской цивилизации и многие другие шедевры мировой цивилизации известны во всем мире.

Экскурсионные маршруты по Ватикану протянулись на 7 километров и рассчитаны на продолжительность от 1 до 5 часов. Все они заканчиваются в Сикстинской капелле, знаменитой ее росписями «Сотворение Адама» и «Страшный суд». В год музеи Ватикана посещает более 5 миллионов экскурсантов.

  • Адрес: Viale Vaticano.
  • Время работы: понедельник – суббота, последнее воскресенье каждого месяца с 9.00 до 18.00; выходной – воскресенье.
  • Стоимость посещения: 16 евро, льготный – 8 евро. Последнее воскресенье каждого месяца – бесплатно.

13-Музейный-комплекс-Ватикана

Национальный римский музей (Museo Nazionale Romano)

Национальный римский музей включает в себя пять различных экспозиционных помещений с экспонатами различных периодов истории Рима.

Создан в 1889 году. Представленные здесь культурные ценности относятся к периоду античности. В основе коллекции находятся частное собрание Людовизи. До 1990 года все экспозиции размещались в Термах Диоклетиана. В это время в состав музея передали здания Палаццо Массимо, палаццо Альтемпс, крипту Бальби, музей Палатино.

Термы Диоклетиана – бывшее древнеримское сооружение рубежа III – IV веков. В нем сохранились следы реконструкции, произведенной Микеланджело в середине XVI века. Хранятся здесь скульптуры, надписи, артефакты, повествующие о возникновении и становлении Рима.

Дворец Массимо самое молодое здание в составе музея. Выставлены здесь мозаики, фрески, предметы нумизматики, скульптуры античного периода.

Находки археологии собраны в Крипте Бальби. Палаццо Альтемпс содержит экспонаты из личных коллекций кардиналов Людовизи и Альтемпса, князей Маттеи. Они состоят из скульптур, раритетов из Египта.

  • Билеты в музейный комплекс действительны 3 дня с момента приобретения.
  • Адрес: Piazza dei Cinquecento.
  • Время работы: вторник – воскресенье – с 9.00 до 19.30; выходной – понедельник, 25 декабря.
  • Стоимость посещения: 8 евро.

14-Национальный-римский-музей

Палатинский холм (Monte Palatino)

Палатинский холм в Риме символизирует истоки цивилизации и власть. По легенде, основателей города Рэма и Ромула вскармливала именно здесь. Согласно данным раскопок, холм были поселения людей уже в XIII веке до н.э. По преданию, название пошло от имени богини Pales, покровительницы домашнего скота. До массового заселения он служил выпасом для скота.

Со временем его стали заселять богатые горожане, а затем и императоры начали возводить свои дворцы. Первым построившим здесь свой дворец был император Август. Рядом возвели дом и для его жены Ливии. От них до наших дней дошли только фундаменты и небольшие фрагменты стен. В доме Ливии на некоторых из них еще можно увидеть остатки прекрасных росписей.

От былого великолепия дворца императора Тиберия остались лишь фрагменты аккуратной каменной кладки. Легендарный Калигула построил себе огромный дворец, но и от него остались только внушительные развалины. Во время правления императора Домициана были возведены дворец Флавиев и большой прямоугольный стадион.

Последним из императоров, строивших себе дворцы на холме, был Септимий Север. В наше время от него остались только галерея с арками, большая часть здания еще скрыта под землей.
Найденные при раскопках на Палатинском холме артефакты, выставляются здесь же в музее Антиквариум, на стадионе. Активные раскопки проводятся с XVIII века.

  • Адрес: 00186, Roma. Italia.
  • Время работы: ежедневно с 8.30 до 19.00.
  • Стоимость посещения: полный – 12 евро, льготный – 7,5 евро. Бесплатно – первое воскресенье каждого месяца.

15-Палатинский-холм

Пантеон (Pantheon)

Пантеон в Риме считается самым древним памятником архитектуры, сохранившимся в таком хорошем состоянии. Название в переводе с древнеримского означает «Храм всех богов».

Первый пантеон на этом месте построил в конце I века Марк Агриппа, зять императора Августа, в честь победы при Акции. Он был разрушен после пожаров. Сохранился только фронтон со следами надписи на нем. При правлении Домициана был восстановлен вместе с другими пострадавшими храмами.

Тот Пантеон, который дошел до нашего времени построен при императоре Адриане в начале II века. Предполагают, что архитектором был Аполлодор Дамасский, построивший Термы Траяна, Триумфальную Арку Траяна и порт в Остии.

Он имеет форму цилиндра, накрытого куполом. Если зрительно продолжить купол до окружности – она точно впишется в габариты цилиндра. Храм построен из кирпича и бетона, облицован мрамором. Конструкция его уникальна, в нем нет окон, освещение идет только из отверстия в куполе. Сам купол для снижения его веса и уменьшения нагрузки на стены сделан различной толщины, уменьшается от основания к центру.

Сохранившийся фронтон от первого Пантеона Агриппы, украшает фасад, и поддерживается портиком из 16 гранитных колонн. Некогда его украшали бронзовые скульптуры, которые при строительстве Собора Святого Петра были сняты и отправлены на переделку.

Внутри Пантеона устроены семь ниш, в которых находились статуи главных римских богов. После освящения его в католический храм, их заменили на скульптуры библейских святых.

Начиная с периода Возрождения здесь производились захоронения великих людей Рима. Пантеон не прекращал функционировать за все время своего существования, может, поэтому он и сохранился до нашего времени в таком хорошем состоянии.

  • Адрес: Piazza della Rotonda.
  • Время работы: ежедневно с 9.00 до 19.30, воскресенье – с 9.00 до 18.00.
  • Стоимость посещения: бесплатно.

16-Пантеон

Площадь Навона (Piazza Navona)

Площадь Навона сформировалась на месте античного цирка, построенного еще при императоре Тите Флавии. Со временем слово «агон», означавшее соревнование, преобразилось в Навон. С упадком Римской империи стадион перестали использовать по назначению, он постепенно разрушался. На месте его стен стали возводиться здания, окружая свободное пространство арены.

Современный вид площади возник в конце XV века, когда семейство Памфили приобрело на ней три здания. Представитель этого богатого рода, став Папой Римским Инокентием X перестраивает их в роскошный особняк и дарит его невестке – Олимпии Памфили. Проектировал и руководил возведением мастер барочного стиля архитектор Джироламо Райналди, внутренней отделкой занимался маэстро Франческо Борромини.

Истинным украшением и особой достопримечательностью пьязза Навон стали ее фонтаны. Самый большой из них — Фонтан Четырех Рек, расположенный в середине площади, посвященный рекам Нилу, Дунаю, Гангу и Ла-Плате. В центре фонтана возвышается стела, украшенная иероглифами. Украшают фонтан скульптуры, символизирующие эти великие реки.

По краям площади расположены Фонтан Нептуна и Фонтан Мавра. Она стала излюбленным местом для прогулок и отдыха самих римлян и многочисленных туристов.

  • Адрес: Piazza Navona, 00186 Roma.

17-Площадь-Навона

Площадь Святого Петра (Piazza San Piedro)

Площадь перед Собором Святого Петра создана по проекту и под руководством мастера барочного стиля Лоренцо Бернини в середине XVII столетия. Он придал ей оригинальную форму ключа, что символизирует почитание Святого Петра хранителем ключей от Царства Небесного.

Состоит из двух площадей, переходящих друг в друга. Первая, начинающаяся от ступеней Собора, имеет форму трапеции, окруженной галереями. Далее, через небольшое сужение переходит в круглую площадь. По бокам ее дугами расположены колоннады с четырьмя рядами колонн.

В центре возвышается египетский гранитный обелиск. Он служит гномоном в солнечных часах, размеченных на площади. Симметрично с двух сторон от обелиска стоят фонтаны, выполненные архитекторами Бернини и Мадерно.

По внешней стороне колоннады проходит граница Ватикана. От Базилики к центру Рима проложена улица Примирения. На площади в дни всеобщих молений собираются верующие, чтобы получить благословение папы Римского.

  • Адрес: Piazza San Piedro, 00186 Roma.

18-Площадь-Святого-Петра

Пьяцца-дель-Пополо (Piazza del Popolo)

Пьяцца – дель – Пополо, или как ее еще называют Народная, большая и красивая площадь. Ее современный ансамбль был сформирован в первой половине XIX века. Архитектор Джузеппе Валадье, более 10 лет ее перестраивал, усовершенствовал.

От неё в южном направлении веером расходятся три улицы. С севера к ней подходит бывшая Фламиниева дорога, по которой с севера в Рим приходили паломники. На этом месте возведены ворота Фламиниев.

Великолепная египетская стела украшает центр площади. Считается, что ее возраст 3400 лет. В античности она украшала Большой Цирк, где ее нашли при раскопках и перевезли на площадь. Вокруг обелиска построили фонтаны в виде львов. В ее противоположных концах размещены Фонтан Нептун и Богини Рима. Они придают площади незабываемый колорит и уютную атмосферу.

Еще одной особенностью площадь стали барочные церкви — двойники Санта-Мария-Монтесанто и Санта-Мария деи Мираколи. Созданы во второй половине XVII века при Папе Александре VII. Находятся в южной части и разграничивают уходящие отсюда на юг улицы.

Площадь является пешеходной зоной. На ней проводятся ярмарки и концерты. Вокруг размещены различные магазины, кафе и ресторанчики.

  • Адрес: Piazza del Popolo, Рим.

19-Пьяцца-дель-Пополо

Римский форум (Foro Romano)

Форум был сосредоточием торговой и общественной жизни древнего Рима. Сформировался во впадине между Палатинским и Капитолийским холмами, заболоченной, малопригодной для жизнедеятельности местности.

С VII столетия до н.э. начались работы по проведению водоотводных каналов, сооружена Большая Клоака, благодаря чему стало возможно строительство сооружений на этой территории. Изначально, здесь располагались торговые места, соседствовавшие с храмами и административными постройками, выносились приговоры и объявлялись новости.

Во времена Римской республики Форум перестроили, проложили дороги к другим городским районам, построили храмы и курии. В храме Сатурна находилась казна города, а в храме богини Юноны Монеты производились металлические деньги. Форум превратился в административный и политический центр.

Правление императора Августа отмечено строительством храма Юлия Цезаря, возведением памятников. Самые древние сооружения Форума Золотая миля и «пуп земли» превратились в символы центра империи.

После падения Рима от нашествия варваров Форум долгое время пребывал в запустении. Затем на руинах античных построек стали возводить христианские храмы.

Масштабные раскопки на месте Форума стали проводить с XIX века. Смешение в одном месте свидетельств различных эпох дает ключ к пониманию названия Рима — Вечный город.

  • Адрес: Via della Salara Vecchia, 5/6, 00186 Roma.
  • Время работы: с 8.30 до 19.00 в зависимости от сезона.
  • Стоимость посещения: полный – 12 евро, льготный – 7,5 евро. Первое воскресенье месяца – бесплатно.

20-Римский-форум

Базилика Санта-Мария-Маджоре (Basilica di Santa Maria Maggiore)

Базилика Санта-Мария Маджоре одна из самых больших и красивых, посвященных Деве Марии. Является папским собором, в котором он ежегодно проводит праздничные службы.

Возводить ее начали в середине IV века при Папе Ливерии, на средства богатого горожанина. По легенде Папе и горожанину одновременно приснилась Пресвятая Дева, повелевшая построить храм там, где выпадет снег. Поэтому церковь называют иногда «Божьей матерью в снегах».

За годы существования храм неоднократно подвергали изменениям. Каждый понтифик вносил какие-то изменения. Но это не повредило целостности образа собора. В его внешнем облике органично сплелись воедино несколько архитектурных стилей, что придает ему непередаваемый колорит и оригинальность.

В отделке сохранились ранние росписи и мозаики, относящиеся к V веку. У главного восточного входа сохранилась прекрасная мозаика первой половины XIV века. В том же веке была пристроена колокольня. Сам портик с лоджией был пристроен 40-х годах XVIII столетия. В базилика состоит из трёх нефов, разделенных колоннами. К ней пристроены три капеллы: Сикстинская, Паолинская и Сфорца.

Убранство собора поражает красотой и богатством. Обилие позолоты, фресок, скульптур и мозаики поражает воображение. В нижнем ярусе базилики устроен музей, в котором хранятся экспонаты, имеющие отношение к ней. На площади перед входом стоит стелла с фигурой Девы Марии, установленная в честь избавления от чумы в 1614 году.

  • Адрес: Piazza Santa Maria Maggiore, 42, Рим
  • Время работы: ежедневно с 7.00 до 19.00.

21-Базилика-Санта-Мария-Маджоре

Сикстинская капелла (Capella Sistina)

Сикстинская капелла внешне ничем не примечательное здание, пристроенное рядом с блистательным Собором Святого Петра. Она больше похожа на крепостное, чем на храмовое сооружение. Впрочем, она и строилась Папой Сикстом IV для защиты обитателей Ватикана. Первое богослужение и освящение капеллы проведено было в 1512 году в день Вознесения Богоматери, часовне присвоили имя Сикстинская.

Капелла предназначалась для проведения собраний священнослужителей, с 1492 года в ней стали проводиться Конклавы, на которых избирается новый Папа Римский. Именно отсюда дым из трубы сигнализирует верующим всего мира об избрании нового Понтифика.

Больше всего знаменита Капелла своими росписями. Именно здесь великий Микеланджело сделал роспись свода прекрасными фресками «Сотворение Адама» и другими на библейские темы. Немного позже сделал фреску на алтарной стене «Страшный суд».

В оформлении капеллы принимали участие и другие именитые мастера: Перуджино, Боттичелли, Росселли, Гирландайо. Их работы оставляют неизгладимое впечатление своей натуральностью и реалистичностью. Здесь завершаются все экскурсионные маршруты по Ватикану.

  • Адрес: Viale Vaticano, 00120, Citta del Vaticano, Sistine Chapel.
  • Время работы: с 9.00 до 18.00
  • Стоимость посещения: 16 евро.

22-Сикстинская-капелла

Собор Святого Петра (Basilica di San Pietro)

Собор Святого Петра – это сердце и сосредоточие духовности для католиков всего мира. Для других людей – это храм воспарившего творческого мастерства великих художников. Самый большой католический храм вместил в себе огромное количество величайших произведений искусств и сам является архитектурным шедевром. Это самое известное и узнаваемое место Рима.

Современное здание собора построено на месте цирка Нерона. В 67 н.э. на нем был казнен апостол Петр и похоронен своими последователями возле цирка. Его могила превратилась в место паломничества первых христиан. Во время правления императора Константина, принявшего христианство, был возведен первый храм над могилой Святого Петра. За более чем тысячелетнюю историю он совсем обветшал.

Строительство нового храма на месте разрушающегося начал папа Юлий II, пригласив архитектором Браманте. В строительстве принимали участие многие выдающиеся архитекторы, но основной проект был создан Микеланджело. После его смерти собор по его чертежам достраивали Доменико Фонтана и Джакомо дела Порта.

Со временем первоначальная форма плана в виде греческого равностороннего креста была изменена на продолговатую форму римского креста. Нарастили одну из ветвей креста трехнефной пристройкой и оформили современный фасад.

Внутренне убранство храма отличается богатством и красотой. Своды купола покрыты позолотой и росписями. Особое внимание привлекает скульптура молодого Микеланджело «Пиета», наполненная пронзительной скорбью и горем. Туристы обязательно подходят к скульптуре святого Петра, чтобы прикоснуться к его стопе и приобщиться к его святости.

Под главным алтарём находится усыпальница Апостола Петра, к которой в полу прорублено застекленное окно. В храме находятся гробницы нескольких понтификов, большое количество ценнейших христианских реликвий.

Архитектурный образ собора стал образцом для подражания при создании многих религиозных построек последующих лет во всех частях света.

  • Адрес: Piazza San Pietro.
  • Время работы: с 1 апреля по 30 сентября – с 07.00 до 19.00; с 1 октября по 31 марта – с 7.00 до 18.30.
  • Стоимость посещения: купола – 8 евро, некрополя под собором – 13 евро. Вход в собор – бесплатно.

23-Собор-Святого-Петра

Станцы Рафаэля (Stanze di Raffaello)

Станцы Рафаэля – это четыре небольших зала в Апостольском дворце Ватикана. Stanze в переводе значит комната. Став римским папой Юлий II пригласил юного Рафаэля сделать роспись его личных помещений. Комнаты поделены тематически, но с обязательными библейскими сюжетами.

Первая оформленная художником комната, в которой Понтифик проводил различные собрания, названа Станца делла Сеньятура. Segnatura переводится как подпись, печать. Сюжеты росписей посвящены духовности человека разумного. Здесь присутствуют: правосудие с завязанными глазами, весами и мечем. Поэзию представляет фреска «Парнас», философию – «Афинская школа», богословие – «Диспут», добродетель – «Добродетели и закон».

Следующее помещение, оформленное Рафаэлем, предназначалось для частных аудиенций с официальными лицами, влиятельными и знаменитыми людьми. Соответственно была выбрана и тематика росписей – ниспослание божественного благодеяния и защиты веры и церкви.

Станца «Пожар в Борго» стала последней комнатой, расписанной лично Рафаэлем. Фрески в ней выполнены по мотивам исторических сюжетов, с участием понтификов и католической церкви. Станца «Константина» расписывалась уже воспитанниками великого маэстро, используя его эскизы. Этот зал использовался для официальных больших приемов. Изображения в нем посвящены теме борьбы первых христиан с язычеством. Рассказываются этапы христианского становления Константина.

По мнению туристов, Станцы Раффаэля оставляют неизгладимое впечатление от посещения музеев Ватикана.

  • Адрес: Viale Vaticano, Roma.
  • Время работы: понедельник – пятница – с 8.45 до 16.45, суббота — с 8.45 до 13.45.
  • Стоимость посещения: 16 евро, льготный – 8 евро.

24-Станцы-Рафаэля

Термы Каракаллы (Terme di Caracalla)

Термы Каракалы – гигантское сооружение по своим размерам и толщине стен сопоставимое со средней оборонительной крепостью. Глядя на эти руины, сложно представить, что они были всего лишь общественными банями. В Риме придавали большое внимание гигиене. Но бани служили не только утилитарным целям чистоты, но являлись сосредоточием общественной жизни.

Построены Термы Каракалы в 217 году на гигантской площади между холмами Целий и Аветин. Одновременно могли вместить до 1600 гостей. К этому времени в Риме уже функционировали более 80 общественных бань. Но эти термы превзошли все имеющееся и на несколько веков стали самыми популярными у римлян.

При возведении стен, галечник смешивали с известью и песком и заливали бетоном. Затем облицовывали мраморной плиткой. Благодаря такой технологии постройка выглядела легко, а стены получились настолько крепкими, что устояли полторы тысячи лет.

В термах были устроены две библиотеки, гимнастический зал, амфитеатр. В саду на территории бань размещались места для отдыха посетителей. В основном здании находилось три зала для купания — с холодным бассейном, теплым и горячим.

Все подсобные помещения находились под полами. Вода подавалась из акведуков и накапливалась в нескольких цистернах. Горячий воздух и вода подавались по керамическим трубам, проложенным под полами.

Термы были великолепно украшены мозаиками, скульптурами, фонтанами. Статуя Аполлона Бельведерского была найдена здесь во время раскопок.
В настоящее время на территории бывших терм проводят концерты, используя руина в качестве декораций.

  • Адрес: Viale delle Terme di Caracalla.
  • Время работы: ежедневно с 9.00 до 19.00, кроме 25 декабря и 1 января.
  • Стоимость посещения: 8 евро.

25-Термы-Каракаллы

Фонтан Треви (Fontana di Trevi)

Фонтан Треви можно считать относительно молодой достопримечательностью Рима. Но и у него есть античная предыстория. По легенде во время правления императора Августа девушка помогла найти новый источник для снабжения города водой. Акведук от этого источника назвали Aqua Virgo, что переводится как «Вода Девы». Заканчивался он в районе Пантеона и, как все акведуки, традиционно фонтаном.

Современный Фонтан Треви построен по инициативе Понтифика Климента XII, решившего облагородить центральную площадь города. В конкурсе из 16 зодчих победителем вышел Николо Сальви. В своих проектах фонтана он опирался на идеи и разработки Лоренцо Бернини.

Архитектор, для создания единой композиции с фонтаном, внес изменения в фасад дворца Поли. Мощная фигура морского бога Посейдона возвышается в центре. Повелительным жестом правой руки он управляет морскими стихиями. Их символизируют морские кони: то вздыбленные и мощные, как конек справа, то тихие и послушные, как правый конь. Каскады воды создают иллюзию прибоя.

Скульптуры выполнены настолько реалистично, что кажется сейчас они промчатся мимо, обдавая брызгами. Это любимое место для прогулок туристов. Считается, бросив в фонтан монету через левое плечо, обязательно вернешься сюда еще раз.

  • Адрес: Piazza di Trevi, 00187 Roma

26-Фонтан-Треви

Витториано (Vittoriano)

Витториано – монумент в честь короля Виктора Эммануила II, сумевшего объединить Италию в единую страну. Является главным украшением площади Венеции, привлекая сюда большое количество туристов.

Монументальный комплекс строился почти 40 лет по проекту архитектора Джузеппе Саккони. В нем смешались классический и древнеримский стиль. Закончили строительство уже в 1935 году, добавив к комплексу могилу Неизвестного солдата. С тех пор он имеет и второе наименование «Алтарь Отечества».

Центром композиции является конная скульптура короля, выполненная в бронзе. Позади него установлена колоннада, увенчанная архитравом. С обеих сторон галереи завершаются портиками со скульптурами богини Ники. Над архитравом установлены 16 статуй, посвященных регионам Италии. Фонтаны тоже полны символичности. Они олицетворяют моря, омывающие страну.

В здании комплекса действуют музеи и картинная галерея, в которой проводятся временные экспозиции.

Часто жители города высказывают недовольство вычурностью и перегруженностью элементами «Алтаря Отечества». Но, может именно этот необычный ансамбль собирает гостей города на площади Венеции.

  • Адрес: Piazza Venezia, 00186 Roma
  • Время работы: понедельник – четверг – с 9.30 до 19.30, пятница—суббота – 9.30 – 22.00, воскресенье – 09.30 – 20.30.
  • Стоимость посещения: музеи Витториано – бесплатно, временные экспозиции – до 15 евро, лифт на смотровую площадку – 7 евро.

27-Витториано

Форум Траяна (Foro di Traiano)

Форум Траяна был построен в 106 году в ознаменование победы императора над Дакией. Получился он самым большим и последним построенным в череде подобных сооружений. Форумы в античные времена были местом бойкой торговли и собраний горожан.

Проект форума и руководство постройкой осуществлял зодчий Аполодор Дамасский. Для подготовки строительной площадки провели масштабные земляные работы. Проведение такой большой стройки требовало больших финансовых затрат и легло тяжелым бременем на бюджет страны.

Форум имел прямоугольную форму, по периметру окруженный одноэтажным зданием с полукруглыми нишами для продавцов. Главный вход украшала портик с колесницей над атиком. С противоположной стороны форума находились две библиотеки, базилика Ульпия, которая использовалась как административное здание. Чуть позднее рядом установили колонну Трояна.

Она примечательна тем, что в ней есть винтовая лестница, по которой можно подняться на вершину и с площадки осмотреть окружающие пейзажи. На колонне по спирали нанесены барельефы, повествующие о победах божественного Траяна.

Из всего прошлого великолепия комплекса в наилучшем состоянии находится колонна и пятиэтажный рынок, в котором проводятся выставки музея Деи Фори Империале.

  • Адрес: Via dei Fori Imperiala, Roma, Italia.
  • Время работы: вторник—воскресенье – с 09.00 до 19.00, выходной – понедельник, 1 января, 1 мая, 25 декабря.
  • Стоимость посещения: 15,5 евро, льготный – 9,5 евро.

28-Форум-Траяна

Базилика Сан-Джованни ин Латерано (San Diovanni in Laterano)

Сан-Джованни ин Латерано – самая важная базилика в церковном мире. Первенство её оглашает барельеф на антамблементе, что она всех городов и мира мать и глава.

Здесь находится папский алтарь. В нём берегутся ценнейшие для христиан святыни. В реликвариях, сделанных в виде бюстовых фигур, сохраняются головы св. Павла и св. Петра. Еще одна из особо почитаемых христианами священных вещей — «Святая лестница». Полагается, что по ней Христос всходил в дворцовый зал к Пилату на неправедный суд.

В плане храм построен в виде римского креста. Построен на месте раннехристианской базилики IV века. Современное здание построено в 1735 году под руководством знаменитого архитектора Брамини. Имеет пятинефное строение.

Выступающий фасад с колоннами, лоджиями, треугольным фронтоном и балюстрадой украшают фигуры библейских святых. Внутренне убранство отличается богатством, красотой и гармоничностью.
В 1929 году здесь было заключено Латеранское соглашение о разграничении полномочий между Ватиканом и Италией.

  • Адрес: Piazza di San Giovanni in Laterano, 4, Roma, Italia.
  • Время работы: понедельник – пятница – с 10.00 до 17.00, суббота с 10.00 до 15.00.

29-Базилика-Сан-Джованни-ин-Латерано

Базилика Сан-Паоло-фуори-ле-Мура (Basilica di San Paolo fuori le Mura)

Собор Святого Павла расположен на юге Рима. Находится в Списке мирового наследства Юнеско. Является папской базиликой.

Св. Павел был казнен в конце I века по приказу Нерона вдалеке от города. Захоронен был почитателями возле Аврелиановой стены. На месте захоронения святого Павла императором Константином I в IV столетии построена базилика. Из-за ограниченности земельного участка она получилась меньше, чем собор св. Петра.

За долгие годы существования храм неоднократно перестраивался, улучшался, изменялся. В 1823 году после пожара он превратился в руины. Чудом уцелела мозаика, датируемая V веком, в алтаре. На восстановление потребовалось более 30 лет.

После проведенных раскопок в базилике обнаружила саркофаг с останками человека, жившего на рубеже I – II веков. Римская церковь признала, что они принадлежат св. Павлу.

Фасад собора украшен колоннадой с фронтоном, над которым установлены фигуры апостолов и Иисуса. На площадке перед базиликой установлена скульптура апостола Павла.

Внутренне убранство пяти залов базилики, разделенных мраморными колоннами, отличается богатством и красотой. Особенностью ее являются медальоны, расположенные внутри вокруг залов, с портретами всех понтификов. Свободными остались малое количество. Согласно легендам, если все медальоны заполнятся, придет конец света.

В церкви хранятся мощи апостола Павла, частичка Креста, обломок посоха св. Павла и другие реликвии.

  • Адрес: Piazzale San Paolo, 1, Roma, Italiaю.
  • Время работы: с 7.30 до 18.30
  • Стоимость посещения: 4 евро, льготный – 2 евро.

30-Базилика-Сан-Паоло-фуори-ле-Мура

Церковь Иль-Джезу (La Chiesa del Santissimo Nome di Gesu)

Церковь Святого имени Иисуса построена во второй половине XVI века как соборная для ордена иезуитов. Разработал проект зодчий Джакомо дела Порта. Здесь находится захоронение ее основателя Игнатия Лойолы.

Она стала эталоном для постройки иезуитских храмов в Европе и Латинской Америке. Архитектурный стиль является переходным между ренессансом и барокко.

Внешний вид храма лаконичен, без излишеств в украшении. Прямоугольные пилястры и круглые колонны поддерживают карниз. Над порталом расположен медальон с гербом ордена. Над фасадом превалирует треугольный фронтон со скульптурой св. Павла.

Самое большое впечатление во внутреннем убранстве производит роспись свода центрального нефа. Фигуры изображены настолько ярко и динамично, что кажется будто они даже тень отбрасывают на потолок.

Здесь есть несколько капелл, посвященных различным святым мученикам. Для ин терьера характерно большое количество позолоты, росписи, скульптур.

При храме работает музей с редкими экспонатами, относящимися к ордену иезуитов.

  • Адрес: Via degli Astalli, 16, 00186 Roma, Italia.
  • Время работы: с 7.00 до 19.45, перерыв с 12.30 до 16.00.

31-Церковь-Иль-Джезу

Катакомбы Рима (Catacombe di Roma)

Катакомбы Рима – это искусственные подземные сооружения. Слово катакомбус значит углубление. Обычно в катакомбах добывался камень для строительства. По мнению ученых, римские катакомбы для этих целей не приспособлены – слишком узкие коридоры.

В Риме и его окрестностях обнаружено несколько катакомб. Большинство расположены вдоль Аппиевой дороги, где раньше строили усыпальницы богатые римляне и знать. По традиции захоронения в самом городе запрещались.

Первые захоронения язычников датируются I веком до н.э., когда традиция кремирования стала исчезать. На частных земельных участках вдоль дорог устраивались подземные усыпальницы и склепы для членов семьи. Впоследствии стали допускать и единоверцев.

Свои захоронения в катакомбах совершали представители христиан, иудеев, язычники и гностики. Могилы представляют собой ниши в стенах, которые затем закрывались плитой и замуровывались. Прямоугольные ниши назывались локулы или местечки. Углубление в виде арки – аркосолий.

В катакомбах было много захоронений первых христиан, погибших за веру. Здесь же находились усыпальницы первых римских пап. Сохранилось большое количество росписей, мозаик, надписей и предметов, сопровождавших ритуал захоронений.

Примечательны фактом является схожесть погребальных символов на раннехристианских эпитафиях и еврейских. На могилах мучеников проводились поминальные литургии, совершались паломничества.

Постепенно мощи первых христианских мучеников были вывезены из катакомб и размещены в различных базиликах в городе. К концу IX столетия интерес со стороны паломников к катакомбам угас. Почти шесть столетий о них никто не вспоминал.

Начиная с XVI века и по настоящее время в них проводятся раскопки и исследования. Доступ разрешен не во все катакомбы и только в составе организованных экскурсий.

32-Катакомбы-Рима

Вилла Медичи (Villa Medici Roma)

История Вилла Медичи в Риме уходит в глубь столетий. Первым ее владельцем был римский военначальник Луцио Лукулл, живший на рубеже II-I веков до н.э. В 60-х годах того же века он построил здесь дом и разбил вокруг огромный великолепный сад. Лукулл любил устраивать большие приемы и грандиозные пиры, после чего слова «Лукулов пир» стали нарицательным выражением.

За многие века вила с прилегающим участком переходила из рук в руки, подвергалась разорению и вновь восстанавливалась. Во владение семейства Медичи она перешла в 1576 году. Пригласив архитектора Бартоломео Амманнати, кардинал Фердинандо Медичи восстановил былое великолепие виллы и окружающих садов.

Он задумал устроить здесь подобие музея для своих богатых коллекций. Здание украсили большим количеством барельефов, интерьеры расписаны фресками. Сад восстановили по образцу ботанического сада, установили большое количество античных статуй.

В начале XIX века Наполеон приобрел это имение для Французской художественной академии в Риме. В ней устроили несколько художественных мастерских. И в настоящее время здесь проходят обучение стипендиаты различных творческих профессий.

  • Адрес: Vuale Trinita dei Monti, 1, Roma.
  • Часы работы: с 10.00 до 19.00, выходной – понедельник.
  • Стоимость посещения: 12 евро.

33-Вилла-Медичи

Галерея Боргезе (Borghese Gallery)

Вилла Боргезе построена с первой четверти XVII столетия кардиналом Сципионе Боргезе на холме Пинчо. Он был племянником римского папы и имел почти ничем не ограниченный доступ к финансам церкви и страсть к коллекционированию. Загородный дом сразу предназначался для имеющихся и будущих предметов искусств.

Строили виллу архитекторы Понцио и Визанцио. Современный вид в стиле классицизма вилла приобрела в конце XVIII столетия. Интерьеры отделаны фресками, мозаикой, позолоченной лепниной, полы украшены мозаикой из многоцветного мрамора. Вокруг на площади 80 гектаров разбит прекрасный парк.

Кардинал интенсивно пополнял свою коллекцию, скупая у владельцев уникальные картины и скульптуры. Не всегда при этом использовались честные приемы. Часто у художников скупались за бесценок картины, от которых отказались заказчики.

В настоящее время в собрании галереи насчитывается несколько сотен бесценных экспонатов. На первом этаже размещена экспозиция скульптуры. Представлены экспонаты от античности до XVIII века. Есть несколько работ Джовани Барнини, которому покровительствовал Сципионе Боргезе. В том числе и его бюст.

Второй этаж отведен под выставку художественных произведений. Выставлены картины величайших мастеров XV – XVIII веков: Караваджо, Рафаэль, Гирландайо, Кореджо и многие другие.

  • Адрес: Piazza Scipione Borghese, 5, 00197 Roma
  • Время работы: с 8.30 до 19.00, выходной – понедельник.
  • Стоимость посещения: 20 евро.

34-Галерея-Боргезе

Сан-Пьетро-ин-Винколи (San Pietro in Vincoli)

Собор Святого Петра в цепях — не самое известное место для экскурсий среди туристов. Но ценители творчества Микеланджело и любители истории здесь найдут чем полюбоваться.

Для верующих людей эта базилика служит местом паломничества. Здесь хранятся цепи, которыми сковывали св. Петра в Иерусалиме и в Риме. Существует легенда, что жена императора Валентина Евдоксия получила часть иерусалимских цепей от матери в подарок. Для их хранения императорская чета построила базилику в середине V века.

Проведенные в XX веке раскопки установили, что на месте базилики в античные времена стояли богатые дома. За долгие годы существования храм многократно перестраивался, от первоначального внешнего вида почти ничего не осталось. Только два десятка мраморных колонн, которые разделяют нефы.

Под алтарем в прозрачном стеклянном ларце хранятся священные вериги. Верующие считают, что они способны исцелять больных.

Славится базилика и прекрасной работой гениального Микеланджело – скульптурной группой «Моисей». Здесь есть еще две его работы, установленные возле папской усыпальницы – скульптуры «Лия» и «Рахиль».

Не каждый именитый музей может похвастать такими ценными экспонатами.

  • Адрес: Piazza di San Pietro in Vincoli, 4/a, 00184 Roma, Италия.
  • Время работы: с 8.00 до 12.30 и с 15.30 до 18.30.

35-Сан-Пьетро-ин-Винколи

Побывав в Риме, сложно остаться равнодушным к этим красотами и величайшим творениям древних мастеров. Вечный город — таким он был, таким останется навсегда!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*